По дому № 32 ни за что не скажешь, что он совсем недавно был старенькой кирпичной четырёхэтажкой, чем-то вроде «хрущёвки», правда, квартиры там чуть побольше. Сейчас дом резко выделяется на фоне своих обветшалых пятиэтажных сородичей — высотой и новой плиточной облицовкой. При взгляде вверх виден красивый заборчик на крыше и аккуратные окна мансарды.
Перемены в жизни дома начались тогда, когда товарищество собственников жилья (ТСЖ) решило провести в нём капитальный ремонт.
— Дом 1956 года, кирпичный, все конструкции не изношены, только инженерные сети. Встал вопрос — провести просто капитальный ремонт или реконструкцию с пользой для жителей, — рассказываетГарри Куренков, председатель ТСЖ дома № 32.
«Реконструкция с пользой для жителей» воплотилась в полноценный строительный проект стоимостью 192 миллиона рублей, в ходе которого к дому прибавилось 30 квартир, пять этажей, лифты и современная облицовка.
Табуретка под столом
Существует два способа надстройки старых зданий. Первый уже давно используется в Москве: на существующем фундаменте достраивают один, максимум два этажа, больше здание не выдерживает. Второй способ получил название «табуретки под столом», потому что вокруг здания сооружаются опоры, и новые этажи строятся прямо на них, вообще не опираясь на сам дом. Дом становится «табуреткой», а надстроенные этажи — «столом». При этом способе количество надстраиваемых этажей гораздо больше, технически оно ограничено лишь прочностью опор. «Табуретка под столом» — технология новая, фактически инновационная, её впервые применили именно на этом проекте. Решиться на новшество пришлось потому, что первый способ жильцов 32-го дома не устраивал. «Он не мог удовлетворить наши потребности в более комфортном жилье и расселении семей. Экономическая составляющая была бы менее выгодной. Нам нужно больше этажей, чем два», — объясняет Гарри Куренков.
Но выбрав для себя такой способ надстройки, ТСЖ пришлось столкнуться со сложностью: в Москве практически не было подрядчиков, способных выполнить столь нестандартное инженерное решение. Кроме того, не все строительные компании имеют опыт проведения строительных работ именно в заселённом, не пустом доме. Прежде чем остановить свой выбор, ТСЖ дома № 32 пришлось сменить не одну фирму-подрядчика.
— Крупные строительные компании просто перебрасывают деньги с объекта на объект. Выделишь им денег, а у них долги на предыдущей стройке, понятно, куда они их денут. Проконтролировать их технически невозможно. Естественно, мы такого сценария не хотели, — рассказывает Куренков.
Наконец, подходящая компания была найдена, но жителям пришлось предусмотреть все сложности жизни в доме, где идёт стройка. Большинство из них удалось обойти. Так, график строительства устроили таким образом, чтобы жители минимально страдали от шума и пыли. Работа ведётся тогда, когда большинства жильцов нет дома: с 8 утра до 8 вечера. ТСЖ организовало оборудованный указателями маршрут прохода от входа на стройку до подъезда, в обход бытовок строителей и техники. Продумали даже такую мелочь, как места выгула домашних животных. Чтобы всё это осуществить, ТСЖ как заказчику приходится тщательно следить за каждым шагом компании-подрядчика.
Конечно, полностью избежать дискомфорта от жизни на стройке не удалось. Однако жители не унывают. Даже плакат обнадёживающий на заборе стройки повесили: «Неудобства временны, польза навсегда».
— Когда знаешь, ради чего терпишь, терпеть гораздо легче, — говорит Куренков.
Социальный проект
Все расходы на себя взяли собственники жилья, которых, к слову сказать, немного. В доме до надстройки было всего 16 квартир, из которых четыре не участвовали в проекте. Платили все по-разному, в зависимости от этапа, в котором человек вступал в строительство. Цифры разнились от 40 000 до 160 000 рублей за квадратный метр. Однако жители легко отнеслись к тратам, ведь весь проект был задуман ими для самих себя. Из 30 построенных квартир 15 куплены жильцами дома № 32, ещё 12 проданы жителям близлежащих домов.
Жители дома № 32 куда сплочённее и дружнее, чем обычные соседи. К своему дому они относятся очень серьёзно. Перед продажей квартиры жители внимательно присматриваются к потенциальному покупателю, прежде чем решить, будет ли им комфортно жить с ним по соседству. По этой же причине они наотрез отказываются использовать новые квартиры в каких-либо коммерческих целях. «Мы не коммерческий проект, а социальный», — говорит Куренков.
Желающих приобрести одну из трёх оставшихся квартир тем не менее хоть отбавляй. ТСЖ дома № 32 приходится выдерживать постоянный натиск риелторов. Они предлагают оставшуюся жилплощадь на продажу без ведома собственников, а потом ещё и требуют с них денег за посредничество.
— Если мы и решимся продать оставшиеся квартиры кому-то «со стороны», вырученные деньги в таком случае мы договорились тратить только на благоустройство, — говорит Гарри Иванович, продолжая удивлять меня своей бескорыстностью.
Идея распространяется по городу
По словам Гарри Куренкова, идея была поддержана департаментом градостроительной политики Москвы. «Они увидели в этом решение проблемы доступного жилья плюс реконструкции жилого фонда без переселения жильцов, а главное, без предоставления бюджетных средств. Ведь весь проект оплачиваем мы сами», — говорит Куренков. На сайте департамента даже есть отдельная страница, посвящённая «пилотному проекту реконструкции жилого дома без отселения».
Кроме того, задумка нравится самим жителям Москвы. «Табуретка под столом» заинтересовала уже десятки домов по всей Москве, нуждающихся в капремонте или новой жилплощади.
— Нам поступает по несколько звонков в день от разных ТСЖ, все просят одно: «Мы хотим, как у вас». Департамент градостроительной политики Москвы выпустил методичку с пошаговыми инструкциями для желающих осуществить нашу идею в своём доме, — гордо улыбается Гарри Иванович. С этими словами он достаёт увесистую синюю папку, где и впрямь расписаны все шаги по осуществлению надстройки: от юридического согласования с властями до чертежей и примерных смет.
«Вам бы агентство своё организовать — по консультации заинтересованных ТСЖ. От клиентов не было бы отбоя», — подумала я, но вслух говорить не стала. Гарри Иванович производит впечатление человека, которого деньги и впрямь мало волнуют. Комфорт для своей семьи и своих соседей — вот что важно для него и для жильцов дома № 32. Объединённые этой идеей, они сумели реализовать этот сложный и дорогой проект и подать пример сотням других собственников жилья в Москве, которые теперь знают: любой дом можно реконструировать с пользой для жителей.